Согласно Конституции Белоруссии (статья 83) победивший на выборах кандидат вступает в должность только после принесения присяги, в результате чего прекращаются полномочия предыдущего президе
Согласно Конституции Белоруссии (статья 83) победивший на выборах кандидат вступает в должность только после принесения присяги, в результате чего прекращаются полномочия предыдущего президента. Об этом пишет 28 декабря Агентство финансовых новостей.
Издание цитирует текст белорусской Конституции: «Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов». Только после принесения присяги (инаугурации) правительство слагает свои полномочия перед новым президентом, который затем назначает новый состав правительства, согласовав предварительно с парламентом кандидатуру премьера.
Поскольку правительство подало в отставку вчера, 27 декабря, а ЦИК РБ объявил официальные итоги выборов в минувшую пятницу 24 декабря, то Александр Лукашенко в период с 25 по 27 декабря включительно должен был принести присягу. Однако это событие, если оно вообще было, странным образом выпало из жизни страны, пишет АФН.
В своём комментарии для ИА REGNUM белорусский политолог, глава оргкомитета Движения «За Союз Белоруссии и России» Юрий Баранчик заявил, что необходимо вспомнить, как решался данный вопрос после предыдущих выборов главы белорусского государства, и сравнить с тем, что происходит сегодня. «2006 год: 19 марта состоялись выборы президента республики, 3 апреля была объявлена дата инаугурации президента: 8 апреля 2006 года. Тогда после инаугурации главы государства правительство подало в отставку. 13 апреля Лукашенко внёс в парламент кандидатуру Сергея Сидорского на пост главы правительства, С согласия Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Сидорский был назначен премьер-министром — подчеркнём, это могло произойти только после согласия парламентариев. 18 апреля президент подписал соответствующий указ. этот раз перед отставкой правительства никакой инаугурации не было, и к парламенту Лукашенко не обращался», — отметил Баранчик.
«Если сопоставить процедуру вступления в должность главы белорусского государства в 2006 году и Александра Лукашенко в 2010 году, налицо несоблюдение последним статьи 83 Конституции РБ и части 3 статьи 106 Конституции РБ. Это если мы говорим о том, что правительство принесло присягу перед новым президентом. Но так как Александр Лукашенко присягу не принимал, то правительство Сергея Сидорского ушло в отставку при старом президенте. Соответственно, и назначил новое правительство Михаила Мясниковича Александр Лукашенко как прежний президент», — подчеркнул эксперт.
«То есть, теперь он может выйти из ситуации следующим образом: Национальное собрание соглашается на кандидатуру Михаила Мясниковича, после Александр Лукашенко принимает присягу, потом уже правительство Михаила Мясниковича должно будет подать в отставку, и состав нового правительства Александр Лукашенко должен будет внести в Национальное собрание Белоруссии», — отметил Баранчик.
По его словам, в связи с этим возникает четыре вопроса. «Во-первых, в каком качестве принимал отставку правительства Сергея Сидорского и назначал правительство Михаила Мясниковича Александр Лукашенко — в качестве нового или старого президента (с учетом того, что он не принял присягу)? Во-вторых, имеет ли право прежний президент после проведения президентских выборов принимать отставку правительства? В-третьих, если все это возможно, и это замыслил сам Александр Лукашенко, то зачем эту такой кадровый кавардак и повторное назначение правительства уже после инаугурации? Или это все сделано с целью досрочного прекращения полномочий Палаты представителей и проведения досрочных выборов в нижнюю палату парламента? В-четвертых, если же все это затеял не он, то тогда кто его так подставил на фоне и так имеющихся чрезвычайно серьезных проблем с легитимацией его президентского статуса?», — сказал Юрий Баранчик.
Как сообщало ИА REGNUM , 28 декабря Александр Лукашенко назначил новым главой правительства Белоруссии Михаила Мясниковича. Владимир Семашко сохранит должность первого вице-премьера, должности вице-премьеров займут Анатолий Калинин , Сергей Румас, Валерий Иванов , Анатолий Тозик.
Главой Администрации президента останется Владимир Макей. Его заместителями назначены нынешний министр образования Александр Радьков и вице-премьер Андрей Кобяков . Стоит также отметить, что своих постов лишились такие видные функционеры, как первый заместитель главы АП Наталья Петкевич и глава Белгостелерадиокомпании Александр Зимовский .