Венгерский вопрос: Венгерская автономия не затронет территориальную целостность и независимость румынского государства. Румыния — Россия: Румыния проиграла проект Южный поток Болгарии из-за
«Венгерский вопрос»: «Венгерская автономия не затронет территориальную целостность и независимость румынского государства». Румыния — Россия: «Румыния проиграла проект «Южный поток» Болгарии из-за негативных заявлений президента Траяна Бэсеску в адрес России». Экономический кризис: «Власть в Румынии сменится к марту будущего года, когда терпение населения закончится».
«Венгерский вопрос»: «Венгерская автономия не затронет территориальную целостность и независимость румынского государства»
После заявления председателя Демократического союза румынских венгров (ДСВР) Марко Бела о своей отставке, министр культуры Румынии Келемен Хунор активно включился в борьбу за эту должность, пишет Evenimentul Zilei. Он заявил, что полностью поддерживает программу союза, в том числе и в плане предоставления венграм автономии в составе Румынии. «Вопрос автономии фигурировал в программе нашей партии с 1993 года и будет и в дальнейшем фигурировать: вопрос не в том, когда мы добьемся автономии, а как мы это сделаем. Через диалог и парламентским путем. Я поддерживаю венгерское сообщество Румынии в его стремлении получить автономию, но эта автономия не будет направлена против самой Румынии. Предоставление автономии не затронет территориальную целостность и независимость румынского государства». Келемен Хунор заявил также, что «Румыния — очень сложное и интересное государство, с историческими регионами, с соответствующими национальностями, проживающими там, и было бы ошибкой прятать от общественности эти вещи».
Romania Libera публикует интервью с вице-председателем Европарламента и одним из политических лидеров венгров Трансильвании Ласло Токешем под заголовком «Есть и румыны, поддерживающие автономию Трансильвании».
Romania Libera: Марко Бела объявил о своем уходе с поста главы Демократического союза венгров Румынии (ДСВР). Этот шаг не заставляет вас задуматься о возвращении в Союз или возможно подать свою кандидатуру на одну из высших должностей?
Ласло Токеш: Если бы я хотел, то вернулся бы, но я никогда не считал себя партийным политиком, и поэтому у меня не было амбиций стать политическим вождём.
RL: Тем не менее, вы являетесь вице-председателем Европейского парламента, что подразумевает наличие политической позиции. Как вы думаете, уход главы ДСВР Марко Бела может поставить под угрозу единство Союза?
ЛТ: Действительно, ДСВР стоит опасаться того, что он не попадет в парламент, поэтому следует разрешить ситуацию таким образом, чтобы добиться смены политического режима в рамках нашего политического сообщества и при этом не поставить под угрозу представительство венгерской общины на всех уровнях.
RL: Кто из кандидатов, которые уже заявили, что хотят претендовать на должность Марко Бела, на ваш взгляд лучше подготовлен: министр культуры Келемен Хунор или советник президента Петер Ковач ?
ЛТ: Келемен Х
2000
унор — это креатура Марко Бела, и существует риск, что он станет его эпигоном. В свою очередь у Петера Ковача имеется серьёзный недостаток — он считается «человеком президента». Правда, это же может стать и преимуществом. Очень любопытно, появятся ли другие претенденты.
RL: Кто из этих двоих обладает лидерскими качествами?
ЛТ: Я не хочу ставить оценки, но мне Петер Ковач кажется мудрее, он лучше разбирается в политике и обладает большей независимостью, несмотря на то, что является советником президента. ДСВР, который преобразовался в партию тоталитарного толка, теперь нуждается в независимости и политической трезвости.
RL: Другими словами, вы бы предпочли Петера Ковача?
ЛТ: Вопрос не ставится таким образом. Я симпатизирую Ковачу, но у меня хорошие отношения и с Келеменом Хунором, другое дело, что он является продолжением того тоталитарного политического «вербализма» и той «политики успеха» номенклатуры ДСВР, которая не сулит ничего хорошего в плане возрождения организации.
RL: Ранее вы предложили решить проблему преемственности в верхушке ДСВР внутри сообщества так, чтобы венгерское представительство в парламенте не оказывалось под угрозой. Исходя из этой гипотезы, вы подумываете о создании новой партии?
ЛТ: Мы несколько раз пытались реформировать ДСВР изнутри, но каждая наша попытка оказывалась провальной, поэтому я думаю, что Союз не может быть обновлён изнутри, и решением было бы создание новой партии. Общевенгерский интерес подталкивает меня на этот довольно рискованный шаг. Но если внутри ДСВР либо в Венгерской гражданской партии будут заметны изменения, то мы согласны сесть за стол переговоров, чтобы прийти к общему знаменателю.
RL: После ухода Марко Бела станет ли эта миссия легче и сможет ли ДСВР быть реформирован снаружи?
ЛТ: Номенклатура ДСВР серьезно не задумывается о радикальных изменениях в организации, так что нам ничего не остаётся, кроме основания новой партии, тогда наши позиции за столом переговоров со всеми политическими силами сообщества станут весомыми. Мне предложили снова пост почетного председателя, но я думаю, что это не совсем серьезно.
RL: Вы хотите сказать, что сближение с ДСВР возможно лишь за столом переговоров?
ЛТ.: Да.
RL: Что вы могли бы получить от переговоров с другими венгерскими политическими партиями, думаете ли вы о некой федерализации этих организаций?
ЛТ: Венгерская политика деформирована в соответствии с принципами, унаследованными от коммунизма: мы вынуждены иметь объединение тоталитарного типа, потому что нас мало, и политический плюрализм на выборах в такой ситуации является недостатком. В этой ситуации трудно оставаться хорошим венгром и демократическим плюралистом одновременно.
RL: И каково же решение этой дилеммы?
ЛТ: Мы думаем о комплексном сотрудничестве.
RL: ДСВР находится у власти в течение 15 лет, однако, похоже, что переговоры о преподавании истории и географии Румынии на родном языке не продвинулись с 1997 года. Что можно было бы сделать, чтобы быстрее реализовать требования венгерского сообщества?
ЛТ: ДСВР со временем деградировала, стала оппортунистской и забыла свои политические программные требования: автономию венгров, самоопределение венгерской общины, коллективные права. Вместо этого лидеры ДСВР довольствуются крошками от требуемых прав. Пришло время нам стать едиными в единой Европе и вести обсуждение наших прав с точки зрения всего венгерского народа, который насчитывает 13-14 миллионов. Мы думаем об интегрированной нации, а не меньшинстве.
RL: Крупнейшая европейская венгерская община, которая обсуждает свои права в глобальном смысле?
ЛТ: Как заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан , проблемы всех венгров, где бы они ни находились должны быть решены. Наследие Трианона (согласно Трианонскому договору от 4 июня 1920 года между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией Трансильвания перешла от Венгрии к Румынии. В результате этого договора Венгрия лишилась 2/3 территории и населения — прим. ИА REGNUM ) следует исправить. В противном случае мы исчезнем: ассимилируемся, растворимся в большинстве, среди которого мы проживаем.
RL: Решение проблем 13 миллионов венгров из Европы будут координироваться Будапештом?
ЛТ: Сообществами из разных стран вместе с Будапештом. Всем известен секрет, что те, кто принадлежит к одной нации, должны совместно работать во имя будущего. Мы в Европе представляем не просто меньшинство, мы — венгерская нация из Карпатского бассейна, которая имеет общее будущее.
RL: Народная партия Трансильвании, которую вы хотиnе основать в следующем году, будет представлять всю Трансильванскую провинцию?
ЛТ: Мы привыкли говорить о евротрансильванизме, а партия будет принадлежать Европейской народной доктрине.
RL: Хотите ли вы привлечь и румын?
ЛТ: Отношения с румынами более сложные и довольно предвзяты, так как негативное наследие межэтнического сотрудничества не имеет традиций. Всегда демократия была подчинена мажоритарному интересу.
RL: В докладе «Дискриминация венгров в Румынии», который вы представили в Комитет ООН в Женеве, вы утверждаете, что румынское государство нарушает права венгров на всех уровнях. Какие нарушения были наиболее вопиющими?
ЛТ: Основной вопрос связан с наследием прошлого и с тем, что мы сами должны принимать решения по собственным проблемам: это принцип самоуправления. Тот факт, что мы находимся в количественном меньшинстве, не означает, что мы не должны иметь те же коллективные права, которыми обладает большинство.
RL: Но ведь равенство индивидуальных прав соблюдается.
ЛТ: Мы со всеми нашими индивидуальными правами можем просто исчезнуть. За эти 90 лет, которые Трансильвания была частью Румынии, из 45 процентов нерумынских граждан Трансильвании нас осталось только 20 процентов, а большинство венгерских городов румынизировалось. Миллионы румын были переселены в Трансильванию, в то время как многие венгры бежали, или были вынуждены бежать, или просто ассимилировались. Права, которыми обладает венгерская община, не могут обеспечить ей выживание.
RL: То есть вашей главной заботой является исчезновение венгерской общины, так как вопиющих нарушений прав венгров вы не обнаружили?
ЛТ: Да, у нас есть проблема морального порядка.
RL: В том же докладе, который вы представили в Комитет ООН в Женеве, вы утверждаете, что единственным путём к спасению венгерского сообщества является территориальная автономия. Как вам видится принятие закона в этом отношении?
ЛТ: Всё должно произойти только с согласия большинства. Без консенсуса было бы невозможно, поэтому мы не понимаем оппозицию некоторых румынских лидеров в отношении автономии. Мы всего хотим добиться путём взаимопонимания, и ни в коей мере не желаем автономии, которая будет направлена против румын. Автономия является демократическим институтом и функционирует во многих странах. Румыны также боролись за свою автономию в Трансильвании.
RL: До 1918 года румыны как раз хотели автономии Трансильвании.
ЛТ: Нет, они боролись только за свою автономию, но речь может идти о всей Трансильвании, в соответствии с традициями и требованиями унионистов в 1918 году: поколение Голдиша (Василе Голдиш — румынский политик, провозгласивший объединение Трансильвании с Румынией в 1918 году — прим. ИА REGNUM ) было разочаровано тем, что Трансильвании не получила обещанной при объединении автономии.
RL: Вы полагаете, что найдёте таких румын, которые поддержат автономию Трансильвании?
ЛТ: Да, потому что такие предложения поступали и со стороны румын, только вот те, кто управляют Румынией, всегда считали, что эти пожелания являются акциями «сепаратистского» характера.
RL: Премьер Эмиль Бок родом из Клужа, а в правительстве есть и другие трансильванцы, но, похоже, они не особо заняты теми историческими традициями, на которые вы ссылаетесь.
ЛТ: У них отсутствует чуткость к этим вопросам, потому что идея унитарного и национального государства доминирует в румынской политической мысли, причем именно из-за осознания того, что Транс
6b8b
ильвания была «похищена» у Венгрии, и из-за нежелания обострять ситуацию. Румынские лидеры не понимают, что мы не хотим отделения от Румынии, просто проект объединенной Европы предлагает нам иной вид отношений и взаимосвязей.
RL: В ситуации, когда румынские политики не согласны с формами территориальной автономии, и конституция остается барьером, что вы можете сделать?
ЛТ: Мы должны убедить их. Конституция не является Святым писанием.
RL: Если бы ваша партия вошла в парламент, как бы она убедила большинство?
ЛТ: Мы ещё с начала 90-х годов предложили проведение румыно-венгерского круглого стола, в ходе которого были бы рассмотрены все вопросы, и мы пришли бы к соглашению, но румынские политики не воспринимают нас всерьез, и рассматривают нас лишь как меньшинство. До стола переговоров мы так и не дошли.
RL: Но ДСВР находится у власти уже 15 лет.
ЛТ: ДСВР часто оказывается в роли заложника в румынских правительствах. Румынская политика очень мудра, и она просто захватила венгерских лидеров. Марко Бела давно был подчинён правительству Румынии и не имел возможностей для удовлетворения истинных желаний и потребностей венгров.
RL: Хорошо, что он уходит?
ЛТ: Если его преемник будет придерживаться того же типа политики, свойственного Марко, тогда это уже не будет иметь значения.
RL: В ДСВР есть несколько фракций, и не все довольны Келеменом Хунором, фаворитом Марко Бела. Как вы думаете, существует ли опасность распада партии?
ЛТ: ДСВР уже переживает экзистенциальный кризис, и я не знаю, удастся ли ему сохраниться, вполне возможно, что внутри Союза произойдут изменения.
RL: С Келеменом Хунором во главе ДСВР вы бы сели за стол переговоров, который предлагали провести ещё с начала 90-х?
ЛТ: Даже Келемен Хунор всерьез не рассматривает эту идею, а лидеры ДСВР настолько погрязли в оппортунизме, что мы стали лучше находить взаимопонимание с демократами-румынами, чем с такими румынскими политиками, для которых венгерский язык вроде бы родной.
RL: Вы хотите сказать, что с тех пор, как Траян Бэсеску стал президентом, отношения венгров с большинством улучшились?
ЛТ: С честным партнером легче найти общий язык, чем с оппортунистом. Ты хотя бы знаешь, чего от него можно ожидать. С румынами, которые не относятся к нам враждебно, мы хорошо ладим.
RL: Почему венгры любят Траяна Бэсеску?
ЛТ: Траян Бэсеску — первый румынский лидер, который принял нас всерьез, одна эта вещь сделала его популярным в Секуйском крае. Если не говорить о провальной экономической и социальной политике Румынии, то нас вполне устраивает открытость президента Траяна Бэсеску по отношению к меньшинствам.
RL: Возможно ли, что партия, которую вы хотите создать, в конечном счете будет баллотироваться по одному списку с ДСВР?
ЛТ: Вполне возможно, но в том случае если в ДСВР произойдут изменения, которые нам нужны. Мы не враги ДСВР: политический плюрализм не означает вражду.
Справка ИА REGNUM : В Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% от всего населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории исторической области Трансильвания и имеет самоназвание «секуи». 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Харгита, Ковасна, и Муреш. На съезде были также утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. При этом центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов.
Румыния — Россия: «Румыния проиграла проект «Южный поток» Болгарии из-за негативных заявлений президента Траяна Бэсеску в адрес России»
Румыно-российские отношения — тема весьма увлекательная, можно даже сказать эмоциональная, пишет Inforusia. Румынии и России осталось внушительное наследие взаимоотношений. Ценнейшее историческое, политическое, культурное наследие, со всеми человеческими связями, со всем плохим и хорошим. Наследие, представляющее богатый материал для размышлений, лекций и мыслей о будущем. На протяжении веков, эти страны то были союзниками, то пытались игнорировать друг друга, а во время войны и вовсе находились в противоположных лагерях. Потом опять сближались, будь то из общих интересов, либо по принуждению. Чего только не было за эти сотни лет исторического сосуществования.
Драматический геополитический переворот в 90-е годы в этой части мира произвёл внезапные и удивительные изменения в структуре, динамике и взаимозависимостях в регионе, продолжает Inforusia. Доминирующая сверхдержава распалась, оставив место для просто мировой державы, которая до сих пор играет, безусловно, важную роль. Военно-политические и экономические структуры, которые определяли межгосударственные отношения, были распущены, а их идеологическое единство улетучилось. Более того, из бывших союзников, эти государства стали частью некоторых геополитических ансамблей, если не враждебных, то в любом случае разрозненных.
И все эти эпохальные события произошли в течение всего нескольких лет, с беспрецедентными скоростью и силой, пишет Inforusia. Последствия все еще трудно оценить, трудно ассимилировать. Для разъяснений и выводов требуется время, но по прошествии двух десятилетий не будет ни преждевременным, ни чересчур дерзким попытаться обозначить некоторые ориентиры.
Представление о России в румынской прессе, и не только в средствах массовой информации, но и политическом дискурсе, и историографии, в значительной степени преувеличенно и не всегда корректно, продолжает Inforusia. Румыно-российские отношения гораздо более нюансированы, чем принято считать. Интересен тот факт, что история этих отношений имеет светлое начало, начиная с договора между Стефаном Великим и российским царём, и далее — через союз Петра Великого с Дмитрием Кантемиром (Стефан Великий и Дмитрий Кантемир были молдавскими господарями, Румынии и «румын» в этот исторический период еще не существовало — прим. ИА REGNUM ). Россия поддержала объединение в 1859 году румынских княжеств и независимость румынского государства в 1877 году (княжества Молдавия и Валахия объединились в 1859 году и составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году; независимость Румынии была признана решением Берлинского конгресса 1878 года — ИА REGNUM ). Россия и Румыния были союзниками (до декабря 1917 года, когда Румыния, воспользовавшись революцией в России, оккупировала Бессарабскую губернию Российской империи — прим. ИА REGNUM ) в Первой мировой войне и второй части Второй мировой войны . Благодаря СССР Трансильвания официально была возвращена Румынии (под «возвращением», очевидно, имеется в виду закрепление мирным договором 1947 года за Румынией Северной Трансильвании, которая по решению Германии и Италии 1940 года была возращена Венгрии; до 1918 года вся Трансильвания принадлежала Австро-Венгрии и никакого отношения к Румынии не имела — прим. ИА REGNUM ). А в послевоенный период советско-румынские отношения неоднократно оказывались взаимовыгодными.
В то же время, с 1812 и до сегодняшних дней, включение Бессарабии в состав царской России, а затем в СССР, и затем приобретшие хронический характер последствия советско-германского договора 1939 года (результатом пакта Молотова — Риббентропа стало возвращение в 1940 году СССР Бессарабии, входившей в состав Российской империи с 1812 года, никогда ранее не являвшейся частью Румынии и оккупированной Бухарестом в декабре 1917 года, и образование Молдавской ССР путем присоединения Бессарабии к Молдавской Автономной ССР (Приднестровью) — прим. ИА REGNUM ), делающие существующие двусторонние отношения двух государств столь неоднозначными и хрупкими — всё это, очевидно, препятствует российско-румынским отношения и портит восприятие России румынами, пишет Inforusia. В последние годы Москва и Бухарест решили диссоциировать исторические спорные вопросы (советско-германский договор, румынский золотой запас в России) от нынешних реалий и отношений между двумя странами, но, по общему мнению, эти шаги оказались не особо эффективными (Румынский золотой запас был передан на хранение Российской империи в декабре 1916 года, после того как в августе того же года Румыния вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и ее территория была оккупирована Германией и ее союзниками. В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, и вопрос возвращения «румынского золота» увязывался правительством СССР непосредственно с прекращением оккупации Бессарабии. В 1940 году Бессарабия была включена в состав Молдавской ССР, но уже в 1941 году Румыния совместно с гитлеровской Германией оккупировала территорию СССР. По Парижскому мирному договору 1947 года Румыния была обязана выплатить СССР репарации на сумму $300 млн, что составляло лишь пятую часть реального ущерба, нанесенного Румынией Советскому Союзу за период оккупации. Но после установления в Румынии коммунистического режима в том же 1947 году, репарации были отменены, а в 1956 году по решению Никиты Хрущева часть румынских ценностей была возвращена в качестве жеста доброй воли. Пришедший в 1965 году к власти в Румынии Николае Чаушеску потребовал вернуть оставшееся золото, на что получил отказ, мотивированный тем, что долги Румынии, в том числе и в рамках Организации Варшавского договора, значительно превышают стоимость оставшегося в СССР румынского золотого запаса. В 1997 году Румыния вновь подняла вопрос о возвращении золотого запаса, который до сих пор является одним из препятствий для установления нормальных российско-румынских отношений — прим. ИА REGNUM ).
Стереотипизация национальной идентификации, которая существует во всем мире, в данном случае также является взаимной, продолжает Inforusia. Если образ России ассоциируется, не только с громадными территориями и природными богатствами, культурой и искусством, достижениями в космической отрасли, но и с холодом, медведями, матрёшкой, водкой, авторитаризмом, то и имидж Румынии построен не только на разнообразии и живописности природы, монастырях на севере Молдавии, именах Эминеску и Брынкуш, известных спортсменах вроде Нади Команечи, но и на Дракуле и Трансильвании, образе неверного союзника, Чаушеску, цыганах и коррупции.
В современной восточно-европейской прессе существует множество лейтмотивов относительно России, пишет Inforusia. Некоторые из них, даже если и отражают реалии, прибегая к преувеличениям, ограничивают или искажают корректное понимание российской реальности во всей ее комплексности. Такие темы, как ресурсы и энергетическая политика России, динамика отношений Путин- Медведев , комфортное и не всегда оправданное отнесение России к странам БРИК, проблематика Кавказа и другие вопросы — широко представлены, порой доведённые до абсурда, в мировых средствах массовой информации.
Стоит отдельно остановиться и на роли дипломатии, культуры и православной церкви, а также неправительственных организаций в совершенствовании, гуманизации, усилении и обогащении диалога между Россией и Восточной Европой, пишет Inforusia. После величайшей геополитической катастрофы двадцатого века, как назвал Владимир Путин распад СССР, отношения стран Восточной Европы с Россией обрушились до беспрецедентного уровня. Ситуация эта может быть и объяснима, но совершенно неестественна для соседних стран, причем зачастую с общей базой традиций и интересов. Холодность в отношениях и предрассудки не только приводят к отдалению и потере взаимного интереса. Ответственность за это лежит прежде всего на политическом факторе, но также и на культурных, религиозных, туристических, спортивных, учреждениях, НПО, независимых средствах массовой информации.
Кстати, в этих условиях именно пресса, возможно даже в большей мере, чем другие упомянутые факторы, может способствовать нормализации и потеплению политического климата в Восточной Европе и Европе в целом, открывая как общественному мнению, так и официальным лицам новый курс, новые восприятия, новые подходы, продолжает Inforusia. Политики могут проявлять подозрительность, бизнесмены — испытывать опасения, историки имеют массу сложных проблем для выяснения в своей области, но люди культуры и искусства, церковь, спортсмены, молодежь, туристы, НПО — их никто не ограничивает от взаимного сближения.
Великий румынский дипломат межвоенного периода Николае Титулеску, пламенно выступавший за нормализацию отношений с соседней Россией, говорил об одушевленности границ, пишет Inforusia. Но именно пресса может сделать многое в этом плане. Для средств массовой информации границы уже не препятствие, по сути, их вообще не существует. И СМИ могут снять барьеры в этом регионе, в котором еще до сих пор отчетливо ощущаются последствия «холодной войны». В том же, что касается «экологизации» румыно-российских отношений, пресса и вовсе может стать первопроходцем. Первопроходцем того, что называется «мягкой силой», которая должна прийти на смену жестокой силе оружия, напряжению, недоверию и бесплодному изоляционизму, подводит итог издание.
По вине Траяна Бэсеску Румыния теряет доверие внешних партнеров, пишет Ziare.com. По мнению экс-президента Румынии Эмиля Константинеску , Румыния проиграла и проект «Южный поток» Болгарии из-за негативных заявлений президента Траяна Бэсеску в адрес России. К сожалению, — отметил Константинеску, — Румыния в последние годы исчезла из региональной европейской внешней политики, она потеряла региональное лидерство из-за потери доверия со стороны внешних партнеров. «Что касается «Южного потока», то это очень большой и важный проект для такого европейского государства, как Румыния. Вдобавок Румыния потеряла еще и огромные деньги — около 2 миллиардов евро, которые Владимир Путин в итоге пообещал Болгарии», — отметил экс-президент Румынии. По его словам, этот проект означал и создание новых рабочих мест в Румынии, новые инвестиции. «Однако, повторюсь, Румыния частично потеряла доверие со стороны внешних партнеров еще во времена Адриана Нэстасе (премьер-министр Румынии в 2000-2004 гг., представитель Социал-демократической партии — прим. ИА REGNUM ), и окончательно распрощалась с этим доверием во время президентства Траяна Бэсеску», — подвел итог Эмиль Константинеску.
Справка ИА REGNUM : «Южный поток» — российско-итальянский проект газопровода, который, согласно изначальным планам, должен пройти по дну Чёрного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Далее две его ветви должны быть проложены через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Ранее, ввиду неопределенности позиции Болгарии относительно участия в проекте, » Газпром » получил согласие Румынии на участие в проекте. Однако 6 июля по итогам переговоров с первым вице-премьером российского правительства Виктором Зубковым премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что между Софией и Москвой нет спорных вопросов по проекту трансчерноморского газопровода «Южный поток». Борисов также объявил, что через Болгарию будет проходить около 63 млрд. кубометров газа — то есть весь объем, который «Газпром» намерен прокачивать через South Stream. Тем не менее, 8 июля государственный секретарь Министерства экономики Румынии Тудор Щербан заявил, что решение Болгарии участвовать в газопроводе «Южный поток» не влияет на возможность включения Румынии в этот проект.
Экономический кризис: «Власть в Румынии сменится к марту будущего года, когда терпение населения закончится»
Правительство Румынии может занять у Международного валютного фонда в будущем году до 8 миллиардов евро, пишет Mediafax. Об этом сообщает агентство со ссылкой на свои правительственные источники, сумма будет предложена Румынии под видом предварительного соглашения, которую можно будет использовать лишь в чрезвычайных случаях. Комиссия по кредитному соглашению составит 0,3 процента в год, независимо от того, будут ли использоваться эти средства или нет. Кроме того, Бухарест надеется и на открытие новой финансовой линии со стороны Еврокомиссии , средства которой также будут использоваться лишь в чрезвычайных обстоятельствах. Сумма, полученная из Брюсселя, будет меньше 8 миллиардов евро и предварительно оценивается в 5 миллиардов. В 2010 году Румыния одолжила у международных финансовых институтов 20 миллиардов евро, 11,3 из которых уже поступили в страну.
В то же время в Румынии срочным ордонансом правительства было утверждено решение о повышении налога на добавленную стоимость с 19 до 24%, продолжает Mediafax. Против подобных мер в парламенте выступили оппозиционные Национал-либеральная и Социал-демократическая партии. Однако вслед за сенатом решение о повышении НДС утвердила и палата депутатов. Таким образом, в Румынии введен наибольший в Евросоюзе налог на добавленную стоимость. Правительство пошло на данный шаг в рамках жесткой антикризисной политики с целью снижения дефицита государственного бюджета.
В то же время румынские власти намерены выделить в будущем году 60 миллионов евро на выплату заработных плат священнослужителям Румынской православной церкви, пишет Gandul. Как сообщил госсекретарь Секретариата по делам культов Николае-Адриан Лемень, ассигнования из бюджета на оплату труда священнослужителей увеличатся на 9,12%, достигнув отметки в 59,2 миллиона евро. В то же время, госсекретарь уточнил, что увеличение финансирования связано с тем, что в 2010 году была произведена ректификация бюджета. В то же время, обсуждаемый в парламенте проект госбюджета содержит упоминание о том, что содержание обслуживающего персонала патриархии и приходов — около 20 тысяч человек — увеличится на 30 процентов. Всего в Румынии 15 тысяч священников, числящихся как государственные служащие и получающие в связи с этим зарплату из бюджета, а также льготы и дополнительные выплаты. По информации патриархии, средняя зарплата священника составляет около 210 евро.
Румынские парламентарии также увеличили бюджет министерства обороны на будущий год на 2,38 процента от валового внутреннего продукта, пишет Ziare.com. Положительный отзыв на поправки к военному бюджету дала профильная сенатская комиссия во главе с экс-министром обороны Теодором Мелешкану . «Было три поправки, которые мы предложили. Первая, — чтобы министерство обороны имело возможность в будущем году получить кредиты до 2,38 процентов ВВП на стратегические программы. Вторая поправка — чтобы зарубежные военные операции финансировались из фондов правительства, а не министерства, поскольку именно оно решает вопрос об увеличении контингентов. Также мы увеличили на 43 миллиона леев (1 рубль = 0,11 румынских лея — прим. ИА REGNUM ) действующий бюджет, чтобы позволить начать программу обеспечения войск в Афганистане беспилотными летательными аппаратами», — сказал он. Целесообразность увеличения бюджета армии и спецслужб подвергалась сомнению не только со стороны оппозиции, но и гражданского общества, считающего, что в период кризиса необходимо направлять дополнительные средства на социальные проекты. На данный момент бюджет Министерства национальной обороны Румынии составляет 0,81 процента ВВП.
В свою очередь румынская оппозиция заявила, что не будет голосовать за проект государственного бюджета на будущий год, продолжает Ziare.com. С такими заявлениями выступили председатель Национал-либеральной партии Крин Антонеску и председатель Социал-демократической партии Виктор Понта . «Мы проголосуем против этого бюджета», — сказал Крин Антонеску, подчеркнув, что к таким действиям парламентскую фракцию обязало Центральное политическое бюро партии. «Недопустим тот факт, что в этом бюджете отсутствуют идеи, меры, которые надо предпринять для оживления экономики. Мы говорим о нереалистичном бюджете, который скорее является проекцией чьего-то воображения и оптимистичных данных, которые не основаны ни на чем, кроме заявлений премьера или президента», — добавил он.
В свою очередь Виктор Понта сообщил, что социал-демократы проголосуют против проекта бюджета так как власти не принимают предложенные оппозицией поправки в основной финансовый документ на 2011 год, пишет Ziare.com. «В отношении бюджета есть очень много проблем. Не думаю, что в эти дни у нас появятся думающее правительство и парламентское большинство, у нас будет машина для голосования без какой-либо рациональности, без какого либо интереса к Румынии», — сказал он. Виктор Понта отметил, что для того, чтобы социал-демократы проголосовали за документ, «необходимо переделать весь бюджет».
Лидер румынских социал-демократов Виктор Понта считает, что власть в Румынии сменится к марту будущего года, пишет Cotidianul. «До марта 2011 года, попробуем вместе с Крином Антонеску, с национал-либералами сгладить то, что произошло в этом году. Март — хороший месяц для смены правительства и смены Бэсеску. Абсолютно необходимо, чтобы Румыния избавилась от Траяна Бэсеску и Эмиля Бока. Не думаю, что в Румынии не существует множества политиков в тысячи раз лучших или менее пагубных, чем Бэсеску и Бок», — сказал Понта. Лидер оппозиционного формирования добавил, что в марте-апреле терпение населения, которое будет подвергнуто новым мерам по сокращению социальных расходов государства, закончится, подводит итог издание.
Более половины населения Румынии с трудом покрывает свои расходы, а у каждого четвертого накопились долги, пишет Mediafax. Такие данные были представлены в Барометре доверия потребителей, осуществленном исследовательской компанией GfK. «После «горячего» лета, отмеченного самым большим уровнем пессимизма за последние десять лет, осенние месяцы принесли легкое изменение в том, что касается доверия населения. Но все же, число не доверяющих общему развитию экономики все еще остается большим, а перспективы достаточно мрачные», — отмечено в докладе.
В то же время, если летом 3/4 жителей страны полагали, что наступили самые тяжелые месяцы за год, то в первые два осенних месяца ситуация выправилась, и о плохом периоде говорили лишь семеро из десяти румын, продолжает Mediafax. «88 процентов опрошенных по общей ситуации в экономике признали регресс за последние 12 месяцев, но треть из них верит в последующее улучшение. 56 процентов румын утверждают, что с трудом покрывают свои расходы, а у четверти накопились большие долги. Процент должников на самом высоком уровне за последние 7 лет», — отмечено в исследовании.
Практически неизменными остались и цифры в отношении уровня безработицы, пишет Mediafax. Около 80 процентов румын заявляют о ее росте и лишь 5 процентов с оптимизмом смотрят в будущее по этому вопросу. Аналогично складывается и отношение жителей Румынии к ценам, 77 процентов из которых считают, что в будущем году произойдет удорожание.