В России Миннац теперь невозможен, а в Татарстане уже не нужен: эксперты

Идея необходимости возрождения Министерства по делам национальностей, которая активно начала обсуждаться после событий 11 декабря на Манежной площади в Москве, получила свой отклик и в Казан

Идея необходимости возрождения Министерства по делам национальностей, которая активно начала обсуждаться после событий 11 декабря на Манежной площади в Москве, получила свой отклик и в Казани. Однако мнения экспертов по данной теме разделились.

Например, 24 декабря Исполком Всемирного конгресса татар (ВКТ) принял резолюцию, в которой, говорится, что «с учетом участившихся случаев обострения межнациональных отношений, от имени Исполкома ВКТ следует обратиться к федеральным органам власти с предложением о создании общефедерального министерства по делам национальностей и его региональных структур на местах».

Комментируя эту инициативу ИА REGNUM , руководитель Центра этносоциологических исследований Института истории АН РТ Розалинда Мусина сказала, что Министерство по делам национальностей в России должно быть. По ее мнению, должен быть специальный орган государства, который бы занимался национальными вопросами в стране. При этом на вопрос «насколько эффективен был Миннац в период своего существования до 1994 года?» Розалинда Мусина затруднилась ответить, заметив, что такая постановка вопроса некорректна, поскольку «раньше время было совсем другое».

Профессор кафедры археологии и этнологии КФУ Татьяна Титова наоборот считает, что необходимости в появлении Министерства по делам национальностей нет. По ее словам, во многих других министерствах (Министерстве культуры РФ и Министерстве регионального развития РФ) имеются специальные отделы, связанные с национальной политикой, которые вполне сносно справляются со своими обязанности. «Вряд ли появление очередной бюрократической структуры с огромным чиновничьим аппаратом в лице Миннаца решит национальные проблемы страны, — считает профессор, — ведь существование до 1994 года только лишь продемонстрировало неспособность его решать межнациональные проблемы».

Конфликтолог Роман Сергеев (кафедра социальной и политической конфликтологии КГТУ) считает, что высказывание президента России относительно ненужности Миннаца было весьма важным. Однако напоминает, что национальная политика фактически и так была уже предметом ведения регионов. Результат получался неоднозначным — в некоторых республиках сохраняется неравноправие по отношению к русским, в отдельных русскоязычных регионах, наоборот, процветает ксенофобия к приезжим.

По словам Сергеева, такие результаты назвать удовлетворительными невозможно. Вместе с тем отрадно видеть, что руководитель государства высказался резко против создания бюрократических структур типа Миннаца, учитывая их полную бесперспективность. Хотя в Татарстане как раз планировалось создание такого министерства — об этом высказывался председатель Госсовета Фарид Мухаметшин . Конечно, после заявления Медведева «о ненужности», это намерение, скорее всего, будет отложено.

«Дело совсем не в том, чтобы просто спустить ответственность из Москвы в регионы, а в том, чтобы в самих регионах был
2498
о с кого спросить за возможные межнациональные проблемы», — говорит Роман Сергеев. В остальном можно утверждать, что при всех стилистических различиях между речами премьера Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева , которые были заметны во время этого совещания, российские лидеры согласны в одном: в стране нужно вернуться к созданию «исторической общности», которую пытались создать еще во времена СССР — советского народа. Только теперь это будет не советский, а «российский народ, россияне, граждане России». Что касается Татарстана, то здесь, по мнению Романа Сергеева, нет открытых межнациональных проблем, за исключением известного этнического дисбаланса в органах власти. Если руководство Татарстана за последние годы хотя бы попыталось решить ее в законодательных органах власти, увеличив там количество русских в среднем до 35%, то в исполнительных органах проблема только усугубилась.

Наиболее системно для ИА REGNUM прокомментировал заявления руководства страны профессор-социолог Александр Салагаев . По его словам, хотя Медведев и не раскрыл саму проблему межнациональных конфликтов, он предупредил о ненужности использования силовых структур в ее решении, что следует приветствовать, так как до сих пор все запущенные проблемы в России решали силовым способом.

Если говорить о Татарстане, то как считает Салагаев, в нем есть не межнациональные проблемы, а «проблемы русской культуры». В частности, проблема с изучением русского языка, который жители республики пока не могут изучать в таком же объеме, как это делается в других регионах. Однако эта проблема решаема, просто нужна инициатива президента РТ. «С другой стороны, если само население пассивно и практически никак не проявляет своего недовольства, то как должен реагировать глава республики? — рассуждает Александр Салагаев. — В качестве меры отчаяния, как мне стало известно, активисты интернет-сообщества «Русский язык в школах Татарстана» провели в Казани недавно даже молебен в защиту русского языка, но это вряд ли поможет реальному разрешению ситуации… С другой стороны, в Татарстане пока не было проблем с кавказцами. Приезжие из северо-кавказских республик в Татарстане себя не ведут столь вызывающе, как в некоторых других регионах».

Возможной причиной последнего факта профессор-социолог из Казани называет то, что у татар по сравнению с русскими более развито национальное самосознание. По «чувству локтя», самоорганизации и взаимовыручке они сравнимы с кавказскими народами. Например, по наблюдениям Центра аналитических исследований и разработок, которым руководит Салагаев, все конфликты, которые происходят сейчас в армии по линии «неуставных отношений», происходят, в основном, между татарами и кавказцами. Что касается активности соответствующих диаспор в Татарстане или в соседней Башкирии, то им там просто не дают «развернуться», поскольку менталитет титульных наций в этих республиках довольно сильный и вызывает быструю реакцию на попытки их как-то «подвинуть». В еще одной соседней республике — Марий Эл, где менталитет населения сравним с русским по своей инерции, межнациональных конфликтов нет уже по другой причине — сам регион бедный, поэтому желающих переселяться туда не так много. «А вот в экономически успешных или перспективных регионах, нефтедобывающих областях России противостояние местных жителей с выходцами с Кавказа очень заметное, там идет жестокая борьба за влияние», — отмечает Александр Салагаев.

«Судя по опросам общественного мнения, самая близкая этническая дистанция в Татарстане сейчас между русскими и татарами. А вот кого бы местные жители здесь не хотели видеть (это я говорю, опираясь на данные проведенных исследований), это чеченцы, цыгане, вьетнамцы, близко к ним в ответах респондентов стоят таджики», — констатирует эксперт.

Что касается конкретных мер, которые могут быть приняты в Татарстане в свете последних инициатив федерального центра, то их, по мнению Салагаева, трудно прогнозировать. При аппарате президента только что создано Управление президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями. Оно было создано еще до заявления Медведева о ненужности Миннаца, но все равно свидетельствует о желании татарстанских властей усилить работу на данном направлении. Однако каких-то принципиальных шагов, скорее всего, не будет.

При этом Александр Салагаев довольно высоко оценил уже имеющиеся наработки по данной проблеме в Татарии: здесь давно создана Ассамблея народов Татарстана (первоначально — Ассоциация национально-культурных обществ — прим. ИА REGNUM ), с помощью которой острота национальных вопросов в значительной степени сглаживается, а все проблемы обсуждаются или как-то контролируются. С руководством диаспор, входящих в АНТ, ведется постоянная работа — их включают в советы при МВД по миграции, выделяют средства на проведение культурно-массовых мероприятий и так далее. «В этом плане, думаю, в Татарстане уже сделано максимум возможного из того, что может быть сейчас применено в России», — заявил социолог.