Для Нагорного Карабаха наиболее приемлема модель Аландских островов: политолог

Глава центра Атлас Эльхан Шахиноглу 6 декабря в Баку презентовал книгу Н
297b
агорный Карабах: статус без статуса. Автор рассматривает 10 моделей урегулирования конфликтов и предоставления автон

Глава центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу 6 декабря в Баку презентовал книгу «Нагорный Карабах: статус без статуса». Автор рассматривает 10 моделей урегулирования конфликтов и предоставления автономии. На его взгляд, ожидаемых результатов от посреднических усилий России в 2010 году не было достигнуто.

Более того, в августе 2010 года был подписан новый военный договор с Арменией о продлении срока пребывания российской военной базы в Гюмри и взяты обязательства о гарантиях безопасности Армении. «Москва фактически дала понять, что не будет оказывать давления на Армению и в случае войны, поддержит ее», — считает Шахиноглу. Касаясь прогнозов на 2011 год, политолог отметил, что один из сценариев — продолжение «бесплодных переговоров».

В то же время, не исключена возможность локальных столкновений на фронте и скоротечной широкомасштабной войны, несмотря на активное противодействие этому международных центров силы, считает он. Говоря о Мадридских принципах урегулирования, Шахиноглу отметил, что камнем преткновения является требование Армении назначить дату референдума по статусу Нагорного Карабаха, который неизбежно ведет к отторжению региона от Азербайджана, что неприемлемо для Баку. «Что касается моделей возможного статуса НК, то это международные прецеденты: Аландские острова , Татарстан (РФ), статус Крыма, Северной Ирландии, Южного Тироля, Триеста, Каталонии. Каждый конфликт имеет свою специфику, но для всех 10 моделей характерны общие моменты: сначала усиление сепаратизма, требование независимости, в ряде мест вооруженные столкновения и теракты, и в конечном итоге — совместное проживание», — считает он.

«Для Нагорного Карабаха наиболее приемлема модель Аландских островов — автономия шведов в составе Финляндии. Аландские острова имеют собственный парламент и правительство и широкое самоуправление, свою полицию, делегируя Хельсинки вопросы внешней политики, уголовного и гражданского права, таможенную и денежную политику. Что касается Косова, на который ссылается армянская сторона, то уникальность этого случая заключается в том, что Сербия проводила политику этнических чисток албанского населения. В Карабахе этническим чисткам подверглись именно азербайджанцы, поэтому этот прецедент тут неприемлем. Эскалация на фронте не может быть выгодной Азербайджану, поскольку сорвет процесс международной поддержки Азербайджана», — сказал он.